ночной поезд сегодня увезет меня в Москву; тем временем я хочу оставить здесь запись о Стокгольме.
It was a new world and a brand new start
I lift it all and opened up my heart
No matter what we said it was, we would never back down
(Eclipse)
если откровенно, то я уже скучаю по столице Швеции, сама не знаю, почему. комфортный город, напоминающий мне мой родной. что-то было такое, к чему бы хотелось однажды вернуться. я игнорировала туристические маршруты, пользовалась общественным транспортом (экономить в итоге пришлось на еде), нарезая непонятные круги. карты у меня как таковой тоже не было, но был курс лекций по скандинавскому градостроительству. то есть город получилось посмотреть почти что "изнутри", включая пригороды. к примеру, кроме фестивального upplands väsby меня занесло в пригород-спутник vällingby. весь такой в северном функционализме, идеальный, тихий и пустой. никого. тишина. и белые домики середины века. дышалось легко.
в целом, в первые полтора дня я успела сделать зарисовки, посмотреть Асплунда и Эстберга (второго - издалека), увидеть здание-шар, промокнуть под дождем, поснимать и нагуляться. поняла, что у меня вечно проблемы с кофе, что в Финляндии, что в Швеции - он у них невкусный, или это мне так везет. Стокгольм разный. Остермальм не похож на Седермальм, а район Глобен не похож на остальные зоны в современной архитектуре. ну и так далее.
It’s been a long time apart! (not really. всего лишь с февраля)
фестиваль удался. в первый день смотрела 220 volt (на альбомах они лучше. в первый день ещё странно долго выставляли звук, может быть, из-за этого), Astral Doors (дядька Нильс весь такой голосистый, патлатый и немного Дио, хорош. надо повторить!), Eden`s Curse (мне они нравятся с ЛаБри, но holy man с Николой на вокале получился вполне вкусно. я не любитель такого количества материала на библейские темы, но сет был удачный). наконец, безусловными фаворитами были Ammunition и H.e.a.t.; первые показали нам Роббана в новом образе, накрутили китайские маски на ударную установку (позади был баннер Shanghaied), и начали сет с do you like it. welcome to the show! Åge Sten демонстрировал свои шикарные кожаные штаны с молниями на самом видном месте, оттеснял Эрика в сторону, спускался со сцены в толпу. в какой-то момент из-за кулис он вытащил Теда Поли, схватил его в охапку, сунул ему микрофон и говорит, мол, пой. Поли делал вид, что не знает слов, но петь его заставили, при этом крепко обняли и не отпускали. под шумок хитрый Эрик успел перебежать из своего угла в середину. вышел один из лучших сетов фестиваля - look out!
Never knew that it would hurt so much
To burn and to lose when everything's over
Never knew that time would be so rough once it's over
(Work of Art)
читать дальшеесли посчитать, то это был мой третий раз на H.e.a.t.. мы видели их в маленьком клубе, в клубе побольше - и, наконец, на фестивальной открытой сцене. мы с Миией почему-то пропустили тот момент, когда у ребят была signing session и успели только к самому концу, когда народ с ними фотографировался. народ, кстати, совершенно разный - это не стайки девочек-фанаток, как в Финляндии, а вполне суровые взрослые ребята. несмотря на количество народа, меня заметили, обняли и убежали стучать настраиваться - а мы убежали караулить места. на большой сцене, разумеется, все было куда круче, чем на клубных. наэлектризованного Эрика (слишком много Эриков!) носило сначала по сцене, потом перед сценой, потом уже в толпе, где стоящая рядом со мной мадам начала деловито его раздевать. Миия своего тоже не упустила, и ей ещё предстоит извиняться перед Грёнваллем за то, что из-за её стальной хватки он в какой-то момент не смог вздохнуть и перестал петь. бешеная гитара и самый талантливый из ребят - это Эрик Риверс. мой самый любимый участник ансамбля "жара" (ладно, всех люблю. но гитарист особенный). за этими кудрями сумасшедшая энергетика. прекрасного Йону и драммера было тяжеловато разглядеть за стеной сценического освещения, но тем не менее. вообще, они все дикие. совершенно. и именно они, даже не DangerDanger, были хэдлайнерами в тот день. H.e.a.t. просто в какой-то момент взлетели и влюбили в себя очень большую аудиторию - не сколько альбомами, сколько именно живыми выступлениями. какой-то феномен, но уже - живая легенда, так их называют местные.
с DD у меня не сложилось, а Поли устроил на сцене сеанс татуировки и одновременного пения. ему накололи шведский флаг (: оглушенные, мы слушали-смотрели издалека. красиво - освещенная сцена, ночное небо, руки фанатов. what a night.
What a night though it's one of seven
What a night for the dancing dead
What a night to be called to heaven
What a picture to fill your head
(Magnum)
второй день был не без приключений, но менее напряженный из-за отсутствия необходимости занимать места. я выспалась, насколько это было возможно, и была на месте к Work of Art. перед ними были Nubian Rose, но я не самый большой поклонник женского вокала. солистка зато настоящая красавица и звучит мощно, но просто не мое.
Work of Art были лучше, чем я могла себе представить. Ларс (на шведском будет как "Лаш" и я не могу называть его Ларсом, на наш манер) - настоящее солнце и прекрасный фронтмен. волшебный голос королевства. WOA сейчас пророчат славу таких групп, как Toto и Journey, а для меня мелодик-сцена резко помолодела в их лице (и не только в их) и я склонна этому верить. звук на VRF был безупречно чистым, почти прозрачным. можно было не обращать внимания на редкий дождь. "я талантливый, но скромный" - сказал мне Лаш после сета по-русски. краткий миг нашего общения свелся к лингвистическому обмену (: думаю, что the machine и once again - лучшие. не знаю. просто это было совершенно нереально. даже Миие понравилось.
Tygers of Pan Tang мы смотрели из очереди за автографами WOA, а потом нужно было успеть на Eclipse. да, я слушала их до фестиваля по ночам. да, фраза "молодая шведская группа" стала универсальной. и да, я очень хочу ещё. это как в the storm:
just like a breaking wave - a moment of life and then its gone
back to the dust of stars, we're always gonna be
theres a moment to live when the flame disappears
theres a moment to die and we're left in despair
just take my heart, away...
меня накрыло где-то в районе battlegrounds. накрыло всем - голосом, гитарными партиями, ритмом ударных. ударные. да. после Тичи и Тейлора - Роббан будет моим любимым ударником. стрижка ему идет - потому что так видно лицо и выражение на лице (:
за сценой сидели ребята из AR/Reach (я тут увидела фотки Саймона Круза с вокалисткой AR. ой). за сценой, кстати, происходило очень много интересного, потому что сами музыканты смотрели выступления коллег. а Эрик из Eclipse был замечен в футболке с H.e.a.t., в той самой, черной, я такую никак не могу себе урвать.
так вот. уверенный, мощный сет. черно-красно-белые полоски, лучи софитов. после фестиваля настал момент, когда я срослась с cd плеером и не выпускала его из рук, пока не сели батарейки - крутила Armaggedonize. под этим же был сделан рисунок домов, где-то в Gamla Stan, в черно-красно-белой гамме, который у меня забрали на выставку. не помню, как рисовала, помню как переключала bleed and scream на начало каждый раз. Bleed - красным, scream - белым. фото с ребятами тут уже видели, они очень теплые такие, а у Эрика очень неожиданно крепкие объятья. сейчас думаю, что скучаю и хочу на концерт.
Magnum мы смотрели, сидя на траве и хрумкая приторно-сладкий до зубной боли шведский шоколад. садилось солнце. танцевала девушка. What a picture to fill your head... to fill your head. самое яркое воспоминание.
следующими были W.A.S.P. и Майкл Шенкер. Шенкер зажег, у него отличная команда и он отличный гитарист. его старшего брата я не люблю (потому что его группа - разочарование всей моей жизни, но не будем о грустном). наконец-то услышала Дуги Уайта. играли частично кавера, частично неизвестный мне материал. конец сета дослушивали уже у сцены, где ожидались W.A.S.P..
честно говоря, W.A.S.P. были одной из моих любимых групп, но я быстро переболела ими и не вспоминала о них с концерта 2012 года (вроде правильно, и это был 12ый). не только потому что Блэки возит одну и ту же программу, а потому что от него нет никакой отдачи. это был мой третий раз на W.A.S.P., и он, к счастью, отличался от двух предыдущих в лучшую сторону. во-первых, звук был гораздо лучше, чем когда-то в Петербурге. во-вторых - Блэки, кажется, заинтересовался происходящим перед сценой. он действительно играл свою музыку нам, а не как он это делал на моей памяти. я люблю Дуга Блэра как гитариста (хорошо, не только как гитариста) и я по старой памяти заняла место напротив него. в целом - это будет мой последний раз на W.A.S.P., но зато я могу частично опровергнуть слова о том, что Блэки уже пора на пенсию. может быть и пора, но хорошо отыграть он вполне способен. я не объективна из-за Блэра, но идею вы поняли. кстати, были новые гитары, не было с лампочками и не было с пилами. экранов не было тоже - были падающие баннеры, штук пять где-то. на одном из них был Блэки на кресте среди роз.
Standing over another heart
Winds blow colder in foreign parts
And the nameless, the sacred heart
Come to claim us from foreign parts
(Magnum)
ночь я провела на автобусной остановке, опоздав на my last train. проблемы возникли из-за того, что никто не мог объяснить мне, где находится остановка ночного автобуса, потому что никто не знал, где она находится. мне помогла милая девушка, но автобусы все равно пошли ближе к трем часам утра. я не волновалась по этому поводу, так как какая уже была разница? волшебство закончилось. хорошая была ночь. успела много о чем подумать.
ещё один забавный эпизод произошел в аэропорту. я ловила вайфай и покупала билеты в Москву, как вдруг мимо меня прошел кто-то очень знакомый, длинноволосый и где-то я его видела. я поняла, кто это, как только в поле зрения показалась крупная фигура Блэки Лоулеcса. это W.A.S.P. летели в Барселону, и будь Блэр один, я бы подошла поболтать, но они что-то искали с Блэки и выглядели very busy.
чувство тревоги и постконцертная депрессия (выражение Миии) не покидали меня до самой русской границы. с одним сообщением на фейсбуке это прошло, но я не виновата, что кто-то сначала пишет, а потом думает. так или иначе - пишу это не первый раз, но в предыдущий раз это сбылось. мы ещё встретимся.
Let me propose a toast
To what we want the most.
Let’s celebrate the endless nights.
(H.E.A.T.)